Введение Эконометрика наряду с макро- и микроэкономикой, является фундаментальной дисциплиной современного экономического образования. Эконометрика имеет исключительно важное значение как для всего процесса обучения в высшем учебном заведении, так и для последующей профессиональной деятельности в области экономики. Эконометрика − это дисциплина, объединяющая совокупность теоретических результатов, методов и приемов, позволяющих на базе экономической теории, экономической статистики и математико-статистического инструментария получ...
Показано с 1 по 5 из 5 (всего 1 страниц)

Эконометрика − это дисциплина, объединяющая совокупность теоретических результатов, методов и приемов, позволяющих на базе экономической теории, экономической статистики и математико-статистического инструментария получать количественное выражение качественным закономерностям. Курс эконометрики призван научить различным способам выражения связей и закономерностей через эконометрические модели и методы проверки их адекватности, основанные на данных наблюдений. Цель преподавания эконометрики дать теоретические основы и практические навыки аналитической; проектной и научно-исследовательской деятельности, а также дать обучающимся научное представление о методах, моделях и приемах, позволяющих получать количественные выражения закономерностям экономической теории на базе экономической статистики с использованием математико-статистического инструментария.

Эконометрика наряду с макро – и микроэкономикой, является фундаментальной дисциплиной современного экономического образования. Знания, полученные при ее изучении, будут использованы в процессе дальнейшей подготовки бакалавров направления «Экономика».

На эконометрических моделях основано большинство новых методов в экономике, которые невозможно использовать без знания эконометрики

Учебная задача курса: дать бакалаврам представления о теоретических основах со-временных эконометрических методов анализа данных, показать как можно более широкий спектр инструментов анализа данных, описывающих экономические процессы, и научить корректному использованию инструментов на практике при работе со специализированными эконометрическими программами. 

Цель - формирование теоретических знаний о методах, моделях и приемах, позволяющих с помощью математико-статистического инструментария, современных информационных технологий и данных экономической статистики придать количественные выражения закономерностям экономической теории, а также формирование навыков формализации прикладных задач, работы в пакетах прикладных программ.

Задачи дисциплины:

  1. Освоение методов, моделей и алгоритмов выявления и исследования количественных связей между показателями социально-экономических процессов;
  2. Приобретение навыков формализации прикладных задач;
  3. Освоение современных пакетов прикладных программ для реализации алгоритмов эконометрического моделирования;
  4. Приобретение навыков содержательной интерпретации результатов моделирования;
  5. Обучение применения эконометрических моделей для оценки и исследования в различных областях экономики;
  6. Обучение оценке качества моделей, обучение прогнозированию с помощью эконометрических моделей.


Представленный курс эконометрики предназначен для слушателей второго курса дневного отделения по направлению 080500 «Бизнес-информатика» бакалавриата профи-ля «Электронный бизнес» подготовки бакалавра. Материал курса предназначен для ис-пользования в дисциплинах, связанных с количественным анализом реальных экономических явлений. Программа рассчитана на бакалавров, прослушавших курс математического анализа, включающий дифференциальное и интегральное исчисление, а также курсы линейной алгебры, теории вероятностей и математической статистики.

Курс является базовым для изучения других профессиональных дисциплин, так и для более глубокого изучения общих и специальных разделов экономики. 

Данная дисциплина направлена на развитие навыков формализации и организации понятий при создании и изучении эконометрических моделей общих и конкретных социально-экономических явлений, при постановке и решении соответствующих профессиональных задач. 

1. Цель курса.

Основной целью дисциплины “Эконометрика” является обучение студентов методологии и методике построения и применения эконометрических моделей для анализа состояния и для оценки закономерностей развития экономических и социальных систем в условиях взаимосвязей между их внутренними и внешними факторами.

2. Задачи курса:

  • Расширение и углубление теоретических знаний о качественных особенностях экономических и социальных систем, количественных взаимосвязях и закономерностях их развития;
  • Овладение методологией и методикой построения и применения эконометрических моделей как для анализа состояния, так и для оценки закономерностей развития указанных систем;
  • Изучение наиболее типичных моделей и получение навыков практической работы с ними.


3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника.

Изучение дисциплины базируется на знаниях математических курсов (высшая математика, теория вероятностей и математическая статистика) и общеэкономических курсов (экономическая теория, общая теория статистики и пр.), а также владении основами современных компьютерных технологий. В свою очередь “Эконометрика” служит базой для изучения методов прогнозирования социально-экономических процессов, моделирования социальных процессов, моделирования макро- и микроэкономики и ряда других дисциплин.


4. Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения курса студенты должны:
  • Знать методологию эконометрического исследования и уметь на практике организовать сбор, предварительный анализ и отбор необходимой информации, оценить ее качество;
  • Владеть методами оценки параметров моделей и практическими навыками расчетов по ним, осуществлять оценку качества построенных моделей;
  • Уметь правильно интерпретировать результаты исследований и вырабатывать практические рекомендации по их применению.

Требования к результатам освоения дисциплины

В результате изучения данной дисциплины обучающийся будет:

  • иметь представление о месте и роли эконометрики в современной системе экономического образования;
  • уметь выявлять причинную зависимость – корреляционную и функциональную;
  • определять основные наиболее важные признаки статистических совокупностей;
  • уметь всесторонне исследовать связи между явлениями путем не изолированного изучения отдельного явления;
  • отбирать из совокупности наиболее значимые свойства и причины.

Изменение уровней факторов (желательное и нежелательное) имеет различное влияние на процесс хозяйственной деятельности. В условиях рыночной экономики практические работники должны уметь оценивать влияние факторов на результаты их деятельности. Однако эффективное применение эконометрических методов для оценки взаимосвязей между социально – экономическими явлениями и разработки на ее основе прогнозов и экономических гипотез зависит от знания сущности метода и его возможностей в оценке информации.

При исследовании взаимосвязей между результативными показателями и различны-ми объясняющими факторами учитывается и то, что их зависимость вызвана взаимосвязанным влиянием одних явлений на другие, и тем, что отдельные какие – то явления развиваются под действием многих явлений. Поэтому необходимо владение основными методами для оценки взаимосвязей и зависимостей регрессионным и корреляционным анализом. 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • О роли эконометрики в экономических исследованиях;
  • Основные понятия и задачи эконометрики;
  • Основы регрессионного анализа;
  • Об экономико-математическом моделировании;
  • Основы статистического оценивания и анализа точности параметров уравнения регрессии;
  • Основные предпосылки, необходимые для правильного применения классических регрессионных моделей;
  • Основы анализа эконометрических моделей, представляющих собой системы одновременных уравнений;
  • Место и роль эконометрики в экономике, финансах, менеджменте
  • Основы анализа и прогнозирования временных рядов.
  • Весь материал в рамках программы данного курса;
  • Методы оценивания параметров эконометрических моделей;
  • Методы исследования эконометрических моделей.
Уметь:

  • Выбрать наиболее адекватный метод выполнения эмпирических оценок в конкретной практической ситуации, правильно охарактеризовать его достоинства и недостатки, распознать недостатки других методов оценивания, используемых другими авторами исследований.
  • Решать типовые задачи в пределах изучаемого программного материала;
  • Использовать основные приемы эконометрического исследования эмпирических данных;
  • Применять современный математический инструментарий для решения содержа-тельных экономических задач;
  • Использовать современное программное обеспечение для решения экономико-статистических и эконометрических задач;
  • Формировать прогнозы развития конкретных экономических процессов на макро-уровне;
  • Придавать конкретное количественное выражение общим закономерностям, обусловленным экономической теорией;
  • Применять пакеты прикладных программ для решения задач эконометрического моделирования;
  • Производить оценку качества и верификацию построенных эконометрических уравнений;
  • Проводить содержательный анализ результатов эконометрического моделирования
  • Иметь навыки (приобрести опыт) выполнения эмпирических оценок реальных данных, навыками формализации прикладных задач, работы в пакетах прикладных про-грамм.
  • Приобрести опыт эконометрического моделирования социально-экономических про-цессов
Уметь использовать:

  • Основы корреляционно - регрессионного анализа;
  • Основы применения эконометрических методов для оценки взаимосвязей между социально – экономическими явлениями;

Владеть:

  • Методикой и методологией проведения научных исследований в профессиональной сфере;
  • Навыками самостоятельной исследовательской работы);
  • Навыками микроэкономического и макроэкономического моделирования с применением современных инструментов;
  • Современной методикой построения эконометрических моделей, основными эконометрическими моделями и методами;
  • Навыками самостоятельной работы с учебно-методической литературой и электронными учебно-методическими комплексами
  • Основными эконометрическими моделями и методами;
  • Основами теории прогнозирования экономических гипотез, применять при этом высшую математику, основы теории вероятностей и математической статистики.
  • Практическими (с использованием статистики; нормативно-правовых актов) и теоретическими навыками анализа процессов, происходящих в стране и в исследуемых регионах.